Мотивационный опросник
Мотивация — значимый фактор, от которого зависит эффективность работы отдельного сотрудника и всей организации. Именно мотивация является той движущей силой, благодаря которой происходит развитие персонала и компании. Мотивированный работник стремится к повышению уровня своего профессионализма, развитию имеющихся и приобретению новых знаний и навыков — все это положительно сказывается на успешной деятельности предприятия. Поэтому для HR-менеджеров или руководителей компании важно понимать, что мотивирует персонал их компании, какие причины, объективные или субъективные, способствуют повышению вовлеченности персонала, а какие-напротив, снижают ее.
Мотивация — измеримый показатель — для того чтобы выявить степень заинтересованности работников в достижении результатов существует такой метод как оценка мотивации персонала.
Использование метода оценки мотивации сотрудников помогает обнаружить проблемные места в общей структуре управления, связанные с неудовлетворенностью работников, и принять меры по их устранению. Также важными задачами оценки системы мотивации персонала являются:
- подробный анализ состояния такой системы, как мотивация труда;
- оценка эффективности стимулирования работников организации;
- поиск возможностей для увеличения степени мотивации сотрудников;
- создание системы действий для решения проблем, возникших в ходе использования метода;
- анализ управленческих решений;
- контроль выполнения мероприятий, направленных на улучшение мотивационного состояния компании.
Грамотное проведения мероприятий по оценке мотивации персонала позволит избежать многих проблем, влияющих на успешное ведение бизнеса, таких как: неэффективное управление, текучесть кадров, низкий уровень профессионализма персонала, неудовлетворительные результаты деятельности, неблагоприятный климат в компании и др.
Для оценки мотивации персонала используется множество теорий мотивации, которые можно разделить на две большие группы:
- Факторные теории, то есть, те, в которых производится оценка факторов, приводящих к мотивации персонала (мотивация в теориях А. Г. Маслоу, Ф. Герцберга, Д.К. Мак-Клеланда, Дж. Аткинсона);
- Процессные теории, объясняющие связь мотивации сотрудников с их поведением (работы В.Врума, Дж.С. Адамса).
Несмотря на большое количество исследований в данной области, до сих пор не существует единого понимания термина «мотивация», и зачастую HR-специалистам или руководителям организаций сложно разобраться во множестве способов оценки мотивации персонала.
Для того чтобы процесс анализа мотивации был понятен и доступен, специалисты компании SHL разработали эффективный инструмент на основе имеющихся теорий — мотивационный опросник. Этот инструмент позволяет оценить персонал компании с точки зрения побуждающих к действиям факторов, а значит, вывести управление компанией на новый, более высокий уровень, и установить эффективную систему работы для достижения глобальных целей бизнеса.
Мотивационный опросник компании SHL удобен и эффективен для использования в профессиональной сфере. Он отвечает основным требованиям к инструментам подобного рода:
- Универсальность. В опроснике учтены различные аспекты, которые влияют на мотивацию человека во время работы.
- Прозрачность. Опросник содержит ясные конструкты, без применения сложных узкопсихологических структур.
- Соответствие содержания опросника сфере работы.
- Доступность. Опросник наряду с психологами могут использовать сотрудники кадрового отдела и менеджеры после прохождения соответствующего обучения.
- Соответствие мотивационного опросника психометрическим принципам.
Оценка мотивации персонала с помощью мотивационного опросника SHL дополняет другие методы оценки: различные тесты, интервью, центры оценки. Кроме того, благодаря вопросам опросника и ответам на них сотрудник (персонал) может получить необходимую информацию о своих ценностях и целях, и эффективно применять полученные сведения в профессиональной деятельности, а для проверяющих будет ясна мотивация кандидатов или сотрудников и ее соответствие вакансии или занимаемой должности.
Мотивационный опросник — незаменимый помощник во время проведения оценочных мероприятий, он будет полезным и эффективным при:
- Консультировании в вопросах карьерного роста.
- Выявлении и отборе работников, обладающим высоким потенциалом.
- Управлении заинтересованностью сотрудников в работе.
- Решении такого вопроса, как управление эффективностью деятельности.
- Анализе, оценке и совершенствовании компетенций.
- Создании команды профессионалов и управлении ею.
- Разработке и внедрении системы вознаграждений.