Оценка методом 360 градусов

Метод оценки персонала «360 градусов» — эффективный инструмент получения информации, необходимой для повышения результативности как отдельного специалиста, так и организации в целом. Анализ при использовании этого метода проводит сам оцениваемый и те лица, которые непосредственно с ним взаимодействуют: руководители, коллеги, клиенты — их круг определяется в зависимости от цели мероприятия.

Благодаря методике «360 градусов» (особенностям ее применения, включая такой элемент, как обратная связь) человек может соотнести самооценку с внешней оценкой и сравнить результаты на разных уровнях, определив сильные и слабые стороны, и узнать отношение окружающих к своей профессиональной деятельности.

Информация, полученная во время проведения опроса, также будет полезна и руководителю: метод позволяет получить полный портрет работника, исходя из которого можно выстроить индивидуальный план его развития.

Проведение этого метода оценки персонала включает в себя четыре основных этапа:

  1. Подготовка: Составление опросника, определение состава участников исследования.
  2. Информационная поддержка: Разъяснение участникам целей проведения метода.
  3. Проведение исследования, обработка результатов и составление отчета.
  4. Обеспечение обратной связи участникам исследования. Обратная связь — важный этап в использовании данной методики, она позволяет участникам исследования оценить значимость своей работы. Кроме того, обратная связь — эффективный инструмент нематериальной мотивации.

Важно, чтобы исследование проводилось опытным квалифицированным специалистом, это позволит избежать ошибок и обеспечить эффективность мероприятия.

Оценка персонала методом «360 градусов» позволяет:

  • Составить план мероприятий по личностному развитию отдельно взятых сотрудников.
  • Определить и оценить необходимость вложений в развитие профессиональных навыков сотрудников.
  • Выработать стратегию по формированию кадрового резерва.
  • Определить средства для повышения эффективности деятельности сотрудника, развития его мотивации и вовлеченности.
  • Наладить взаимодействие между руководителем и подчиненным, благодаря возможности получения обратной связи.

Как любой инструмент оценки метод «360 градусов» имеет свои плюсы и минусы. К преимуществам инструмента относятся:

  • Высокая степень объективности, которая обеспечивается учетом различных точек зрения.
  • Доступность и простота: тест можно адаптировать к любой организации.
  • Экономичность процесса: для проведения мероприятия не требуется привлечение сторонних специалистов.
  • Демократичность методики: происходит оценка как руководителем подчиненных, так и подчиненные могут оценить руководителя.
  • Анонимность исследования, позволяющая оценивающим смело высказывать свое мнение.

Недостатки метода:

  • Методика не подходит для прямого использования при принятии основных кадровых решений: перевод, увольнение, повышение заработной платы.
  • Метод оценивает компетенции сотрудника, не затрагивая область его достижений.
  • Метод оценивает только текущие показатели, без возможности прогнозирования.
  • Самооценка оказывает большое влияние на общий результат исследования (в случае завышенной или заниженной самооценки результаты анализа могут быть некорректными).

Негативные факторы можно устранить, если совместить использование метода с другими методиками оценки, такими как: ассесмент-центры, интервью, наблюдение.

Применение метода оценки «360 градусов» в качестве дополнительного инструмента оценки эффективно в компаниях, в которых:

  • авторитарный стиль не является основным стилем управления;
  • развиваются традиции коллективной работы;
  • отсутствует явная текучесть кадров;
  • трудовая культура находится на оптимальном уровне;
  • поддерживается положительный психологический климат.

Оценка персонала методом «360 градусов» от компании SHL

SHL предлагает инструмент оценки, подходящий для отдельных сотрудников и/или коллектива профессионалов. Результаты работы определят эффективное направление развития компании с указанием зон риска и рекомендациями по развитию компетенций.

Наша компания готова взять на себя работу по организации опроса любым удобным способом: в онлайн-режиме или c использованием бумажных носителей. Кроме того, вы можете самостоятельно провести оценку, получив полный доступ к онлайн-системе SHLTOOLS.

Ирина Галушко. Начальник отдела подбора и развития персонала "АО "Мерседес-Бенц РУС"

"АО "Мерседес-Бенц РУС" благодарит компанию SHL Russia за успешное сотрудничество в области оценки персонала.
Рекомендуем компанию SHL Russia как надежного и высокопрофессионального партнера."

Будь в курсе мировых HR-тенденций!